Владимир Быстров: «Дзюбе будет тяжело»

Краснодар
Интервью полузащитника «Краснодара», опубликованное в «Спорт-Экспрессе»

Главный трансфер зимы-2015 – переход Артема Дзюбы из «Спартака» в «Зенит» транзитом через Ростов-на-Дону – очень похож на путь, который в свое время проделал нынешний полузащитник «Краснодара». В интервью спецкору «СЭ» Быстров обсудил и эту тему, и многое другое.

 

– Артем Дзюба ушел из «Спартака», который его воспитал, к принципиальным конкурентам из Питера. Согласны с мнением, что Дзюба повторяет ваш путь?

– Безусловно, похожего много. Но время иное. Совсем разные обстоятельства переходов. Меня клуб продал с формулировкой главного тренера: «больше не будет прогрессировать и потерял мотивацию». Тогда как Артем уйдет свободным агентом.

– Примет его «Петровский», как думаете?

– Может, и примет. Но сначала будет недоверие. Артему придется пройти испытание на крепость нервов, убеждая питерскую публику в том, что он действительно нужен «Зениту».

– Какой будет реакция «виража» на дебют Дзюбы?

– Радости это решение клуба лидерам фанатских «фирм» Питера, полагаю, не принесло. Артему на первых порах будет тяжело. Но при определенных усилиях многое можно изменить.

– Есть мнение: Дзюба забьет 10 голов – и тогда Питер его примет.

– Дай бог. Но для этого сначала нужно выиграть конкуренцию за место в составе и постоянно играть.

– Впишется ли Дзюба в нынешнюю игру «Зенита», где нет места навесам и многочисленным прострелам с фланга?

– Артем – сложившийся игрок. Если его приглашают, то, наверное, видят в составе, в некоей схеме.

– А команда его примет?

– Мне в этом смысле было проще. Да, меня не принял «вираж», но здорово поддерживала команда. Там было кому поддержать и помочь. Тогда у «Зенита» был российский, даже питерский костяк. Теперь все иначе.

– То есть ныне климат и отношения в коллективе определяют легионеры?

– Не знаю. Но в любом случае в «Зените» больше нет костяка из петербуржцев. Тех, кто играет и делает результат.

– В отель, где жил «Краснодар», на сбор приехал «Зенит-2». Сердце не екнуло, когда увидели игроков и тренеров в знакомых цветах?

– Нет. Видимо, отболело. Еще недавно все было бы так, как вы говорите. Переживал бы. А сегодня просто увидел молодых парней в форме родного клуба и посидел с Костей Зыряновым и Владом Радимовым. Вспомнили хорошее. Время, когда вместе играли и побеждали. Потом пожелали удачи друг другу и разошлись.

– Прежде было иначе? Скажем, год назад, когда вы ушли из «Зенита» в «Анжи».

– Я ушел в аренду, не мог и дальше испытывать депрессию. Играть не давали. Отношения с главным тренером были далеки от нормальных. Было понятно, что на меня этот специалист не рассчитывает. Клуб при этом предлагал новый трехлетний контракт.

– Почему отказались?

– Решил, что, выбрав этот путь, сам себя закопаю. Закончусь как футболист и человек. Хотя, конечно, соблазн был большой. Можно спокойно тренироваться, выходить на пять – семь минут и принимать дома гостей. А по сути – доигрывать. Зато дома, в любимом Питере.

– Вы не дотерпели каких-то полтора месяца до ухода Лучано Спалетти.

– Это уже не имело никакого значения. Того «Зенита», где мне было хорошо, больше не существовало. Я эмоциональный человек. Все, что происходило в коллективе, пропускал через себя. В итоге последние полгода плохо тренировался и слабо играл.

– Это неправильно. Работали бы ради будущих контрактов.

– Согласен. Но в той атмосфере даже приехать на базу было порой настоящим мучением. Везде мерещились интриги и заговоры.

– Нынешний «Зенит» – другой?

– Думаю, да. Другой тренер, много новых лиц в составе.

– Ваша версия: вернется ли в «Зенит» Игорь Денисов? Тимощука вернули, Кержакова, вас. Еще раньше – Радимова.

– Мне бы хотелось, чтобы Гарик сыграл за «Зенит». Для него это не просто название клуба. За Денисова до сих пор обидно. Вышло так, что человек из команды ушел, хотя меньше всего этого хотел и заслуживал.

– Перебравшись в Махачкалу, вы резко высказались о работе Лучано Спалетти. Мол, человек всех перессорил. Не погорячились?

– Нет. Так и было на деле. Нам этот человек одно говорил, легионерам – другое. Всеми хотел манипулировать. В итоге от хорошего сплоченного коллектива ничего не осталось.

 

* * *

– Неужели в вашем «Зените» не было конфликтов между игроками?

– Были. Мы даже, бывало, дрались. Но это были рабочие моменты, когда эмоции перехлестывали. Никто не держал плохое в себе. Люди разговаривали друг с другом, а новички – те, кто делал команду сильнее, – легко вливались в коллектив. К примеру, Ломбертса очень быстро приняли. Он классный парень.

– Халка с Витселем тоже встретили как родных?

– Костяк коллектива просил руководство купить хороших игроков. Тех, кто способен сделать «Зенит» сильнее. А костяк был российским. Мы хотели побеждать, в том числе в Лиге чемпионов. Для этого были нужны новые люди. Мы это понимали.

– Потом была прогремевшая история о деньгах, в которой главным антигероем оказался Денисов.

– Все, что было, – попытка поговорить с руководством. Прежде костяк коллектива всегда были готовы выслушать. У нас был совещательный голос. Но тренеру из Италии такое положение дел перестало нравиться. Отсюда мифы, которые транслировались обществу.

– Например.

– Неприятие россиянами Халка, которому якобы специально не пасовали. У нас были претензии к бразильцу, но на поле нужно забивать голы. Иначе не выиграть. На мой взгляд, все раздувалось сознательно, чтобы скрыть за скандалами разговор о самой игре. В футбол мы играли откровенно плохо, но какое-то время за мыльной оперой можно было спрятать наши игровые проблемы.

– К себе у вас были тогда претензии?

– Много претензий. Нужно было лучше готовить себя к играм. А тогда в какой-то момент я растерялся. Первый раз в карьере оказался в ситуации, когда не понимал, что происходит. Меня критиковали, но говорили: «Готовься играть», а потом не включали в заявку на матч. При этом прессе сообщали: «Игрок травмирован». Я ничего не понимал, дергался, а нужно было спокойнее к этому отнестись.

– Вам это по силам? По-моему, вы очень эмоциональный человек. Правдоруб.

– Так есть же опыт – житейский, игровой. Им и нужно было воспользоваться.

– Никогда не жалели, что где-то не смолчали?

– Жалеть не жалел, но нередко страдал из-за своих разговоров. Что делать, по-другому я не умею. Да и не нужно изменять самому себе.

 

* * *

– Из «Зенита» вас когда-то убрал Властимил Петржела. Какие у вас об этом тренере остались впечатления?

– Очень хорошие.

– Удивительно. Многие уверены, что вы его терпеть не можете.

– Бред полный. Да, он стал инициатором моей продажи в «Спартак». Это всех тогда устроило. Все заработали, а я был слишком молод, чтобы сказать «нет». Быстро поверил, что не нужен тренеру. Но именно Петржела научил нас быть дерзкими. Благодаря ему мы перестроили свое мышление. Осознали, что на поле можем всё.

Работу с командой Власта во многом доверял своему помощнику Владимиру Боровичке. Очень грамотный специалист. А сам Петржела был хорошим психологом. Мог появиться на бровке внезапно и мгновенно менял тонус занятия. У нас сразу земля буквально улетала из-под ног.

– Невероятные по сложности тренировки Петржелы – это миф?

– «Нагрузить» команду он мог и даже любил это делать.

– С Петржелы и началась новая эра «Зенита»?

– Нет. С Юрия Морозова, если говорить об игре. И с приходом «Газпрома», который купил команду у банкира Давида Трактовенко. Это если говорить о клубе и его возможностях.

– Морозов привел в большой футбол Аршавина, Кержакова, Быстрова. Интересно, вы его боялись?

– Я лично – очень. До меня тогда многое доходило только при помощи крика. А окрика Юрия Андреевича я страшно боялся.

 

* * *

– Почему ваше поколение – последние пока петербуржцы, которые заиграли в «Зените»?

– Это мистера Хенка нужно спрашивать. Есть такой господин из Голландии, который Академию «Зенита» возглавляет. Он обещал, что будут новые Аршавины и Кержаковы. Видимо, нужно еще немного подождать.

– Долго ждать?

– Не знаю. Может, и долго. То, что я увидел в «Краснодаре», настроило на скептический лад. В Питере нет тех условий, какие созданы детям в Краснодаре.

– Нужна ли «Зениту» с его нынешними возможностями и задачами работа по подготовке молодых игроков? Возни много, результат не гарантирован.

– Молодежь всем нужна. Тем более своя и в Питере, где всегда были футболисты высокого класса. «Зенит»-84 потому и легенда, что там играли ленинградцы. Да и про мое поколение говорят много до сих пор из-за того, что половина состава стала игроками в «Смене». Так тогда зенитовская академия называлась – по имени школы, созданной в 60-х. Но сегодня все, конечно, иначе.

– Что именно, можете объяснить?

– У главной команды нет реальной, живой связи с молодежкой. Мы могли два тайма за дубль отыграть, а на следующий день выйти в основе. Игроков Морозов и Мутко постоянно то «поднимали» из молодежной команды, то возвращали из основы в дубль. Это мотивировало лучше любых слов. Всем было понятно: вот он, шанс! Лови и играй!

– Наверное, другое время было. Более искреннее. Нет?

– Возможно. Жизнь теперь стала жестче и злее. Но подготовка молодежи в спорте не сильно изменилась. Игрок должен видеть шанс. Еще нужна связь поколений, времен. Если этого нет, многое теряется.

– Вы наверняка убежденный сторонник лимита на легионеров.

– Для меня тут все просто: без игровой практики никто не заиграет. Даже талант. Да, лимит – искусственная мера, но по-другому у нас редко получается. В 20 лет, если тренер тебе не доверяет и не готов терпеть твои ошибки, только гении делают результат. С гениями сегодня сложно.

– Ваше поколение «Зенита» общается друг с другом? Или все, повзрослев, утратили тесную связь и былой азарт?

– Жены у некоторых к тому же новые... Но это ничего не меняет. Парни – прежние! С азартом все в порядке. Отношения остались. Общаемся, конечно. Даже в гости другу к другу ходим. Отпуск вместе можем провести. Я, например, последний раз отдыхал с Анюковым, Денисовым и Бухаровым.

– С Бухаровым вы год назад вместе оказались в Махачкале. Не пожалели, что согласились на аренду, в итоге вылетев с командой в ФНЛ?

– Тогда мне было очень важно поменять обстановку, уехать.

– Жили в Махачкале?

– В гостинице, прямо на стадионе. Там комфортно. Местные ребята порой звали в город, но в основном моя жизнь проходила на «Анжи Арене». Однообразно, однако проблем в этом я не видел. Проблемой стала игра. Мы не блистали, увы.

– Почему? Игроки были собраны серьезные – вы, Бухаров, Ахмедов, Алиев, Максимов, Ещенко, Эвертон. Но результата не было.

– Мы пытались играть от обороны, главным было не пропустить. Может, нужно было рисковать?! В любом случае, благодарен «Анжи» за возможность немного прийти в себя.

 

* * *

– Как вам Краснодар? Только не рассказывайте, что там тепло. После Питера мало где покажется холодно.

– И тем не менее: зима в Краснодаре – прекрасная! Детям и жене Алене очень нравится. Летом свои козыри. Друзья перегнали мою машину, и теперь мы на выходные с дочками выбираемся к теплому морю. Город компактный, живем удобно. Рядом рынок и центр, где можно погулять и покататься на велосипеде.

– Вы купили велосипед?

– Да! В Краснодаре это в порядке вещей – прокатиться на двух колесах. Даже поехать по делам.

– Автографы на улицах не берут?

– Нет. Может, и узнают, но не докучают. Очень доброжелательное и спокойное отношение людей к спортсменам. В общем, мы оценили все плюсы и всей семьей переехали в Краснодар.

– То есть и дети с вами?

– Старшая дочка, Даша, учится в краснодарской школе. Младшая тоже пойдет в школу в Краснодаре. Ей в этом году шесть лет.

– Вы, судя по настрою, намерены задержаться в клубе и городе надолго?

– Контракт действует до лета 2017-го. Если получится, готов играть в «Краснодаре» долго. Я тут отошел от питерской хандры, из-за которой потерял многое в игре.

– Последние полгода вы толком не играли.

– Травма. Неприятная. Дернул ногу в матче с «Лиллем» в Лиге Европы и не смог быстро восстановиться. Сейчас все нормально. Надеюсь, весной смогу играть.

– А какая у вас мотивация играть в «Краснодаре»?

– Не понял вопроса.

– Вы почти всего добились в нашем футболе – были чемпионом, выигрывали Кубок и Суперкубок. Почти 50 матчей провели за сборную, став с ней призером чемпионата Европы и участником чемпионата мира. К чему стремиться?

– У меня сегодня очень простая цель – заиграть в «Краснодаре» и доказать, что я ему нужен. Это клуб, который развивается. Быть внутри, стать участником этого процесса дорогого стоит. Не хочется терять редкий шанс. Мне по-человечески комфортно на новом месте. Жаль, что травма очень мешала, но, если наберу кондиции, ребятам, уверен, помогу.

– Первый официальный матч «Краснодар» этой весной проведет со «Спартаком». Особая игра?

– Для меня – нет. Не собираюсь что-то доказывать бывшему клубу. А вот для клубов и болельщиков игра, конечно, очень важная. Наверное, даже особенная. Надо удачно стартовать весной. От этого и настроение зависит, да и очки нужны.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ, «Спорт-Экспресс»

 

ПРОДОЛЖИТСЯ ЛИ «РЕНЕССАНС» БЫСТРОВА?

Владимир Быстров, хоть и пропустил значительную часть нынешнего сезона из-за травмы, имеет все шансы в 31 год провести один из лучших сезонов в карьере. Летом и осенью полузащитник «Краснодара» принял участие в 12 встречах, отметившись 4 голами и 2 голевыми передачами. И это при том, что на поле он провел всего 631 минуту. Таким образом, в среднем Быстров набирает 0,5 очка за игру, что близко к его лучшим результатам, показанным в 2009 – 2010 годах.

В «Краснодаре» в премьер-лиге-2014/15 Быстров является одним из лучших сразу по нескольким показателям. В частности, именно у него лучший процент удачных обводок (75%), на нем чаще всех фолят соперники, и, наконец, он один из самых бьющих игроков команды Олега Кононова (в среднем – более 2 ударов за игру).

Напомним, что последний матч за клуб Быстров провел 18 сентября 2014 года в Лиге Европы в гостях против «Лилля» (1:1).

ПОКАЗАТЕЛИ БЫСТРОВА В ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЧАХ ЗА КЛУБЫ

Сезон

Клуб

Матчи

Очки

Ср.

2002

Зенит

12

-

0

2003

Зенит

23

8 (6+2)

0,35

2004

Зенит

29

4 (1+3)

0,14

2005

Зенит, Спартак

33

5 (1+4)

0,15

2006

Спартак

43

13 (7+6)

0,30

2007

Спартак

29

7 (3+4)

0,24

2008

Спартак

31

3 (1+2)

0,10

2009

Спартак, Зенит

30

16 (10+6)

0,53

2010

Зенит

32

16 (7+9)

0,50

2011/12

Зенит

19

2 (1+1)

0,11

2012/13

Зенит

33

9 (3+6)

0,27

2013/14

Зенит, Анжи

32

5 (1+4)

0,16

2014/15

Краснодар

12

6 (4+2)

0,50

Всего

 

358

94 (45+49)

0,26

Дмитрий КУЗНЕЦОВ, «Спорт-Экспресс»